Размер шрифта: A A A     Изображения ВЫК ВКЛ    Цвет сайта Ц Ц Ц    Выход
Пятница, февраля 28, 2020

Пух Т. Н., инструктор по физической культуре

Детство – это уникальный  и насыщенный многосторонним развитием период жизни человека. На данном жизненном этапе зарождаются, начинают формироваться все важные качества и свойства человека и его организма. Ребенок активно физически и психологически развивается. Очень важно создать верную среду для формирования здорового организма ребенка.

В настоящее время  тенденция ухудшения здоровья детей дошкольного возраста в России становится не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Одной из причин этого является образ жизни семей, где воспитываются дети. А ведь именно семья является первой школой для подрастающего поколения.  Здесь дети учатся любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка принадлежит семье.

В документах ООН  (Конвенция «О правах ребенка»; Всемирная декларация «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей») семья рассматривается как основная ячейка общества, которая выполняет важные социально-экономические функции, обеспечивает естественную среду для материальной, финансовой и эмоциональной поддержки, необходимой для роста и развития его членов, особенно детей, а также для заботы о престарелых, инвалидах и немощных. Семья остается наиважнейшей средой сохранения и передачи культурных ценностей

  Однако в большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. д. При этом часто в семье присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов.

Поэтому, воспитание  культуры здоровья семьи является одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка.

Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и сохранения здоровья.     

Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного, физического и социального развития ребёнка. Не создав фундамента здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать в будущем. Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени – дошкольного.

   Здоровье – это один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.  

  Культуру здоровья дошкольника мы рассматриваем как социализацию дошкольника, подготовку его к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанную на представлениях  и  опыте, которые приобретаются в педагогическом процессе в ДОУ и семейном воспитании. Под культурой здоровья дошкольника понимается целостность трех составляющих: -  осознанного отношения к здоровью и жизни человека; -  знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его; - валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.       Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи.  

     Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, культурно-гигиенических процедур, развития двигательных навыков.

Вспомним притчу:      

Жил был мудрец. К нему все шли за советом, его все уважали. Но среди всех был один завистник. Он сказал, что мудрец не такой уже умный, и он может это доказать. «Я задам вопрос, на который он не сможет ответить. Я поймаю бабочку, зажму ее в руках и спрошу: – «Что у меня в руках: живое или не живое?». Если он скажет: «не живое», я выпущу ее. Если он скажет: «живое», я ее задавлю, и он будет неправ».      

Завистник на глазах у толпы подошел к мудрецу с зажатой в руках бабочкой и спросил: «Отгадай, что у меня здесь: живое или не живое?». «Все в твоих руках!» – ответил мудрец.

      Эта притча как нельзя лучше подходит к вопросу об ответственности человека за свое здоровье — оно в руках каждого из нас, и каждый сам выбирает тот образ жизни, который или обеспечит ему здоровье, или приведет к болезни.     

На протяжении веков люди искали панацею (средство) от болезней и видели ее секреты то в специфике питания, то в закаливании, то в отдельных видах физических упражнений. А панацея эта, оказывается, рядом. Она кроется в здоровом образе жизни. С первой минуты рождения ребенка эта истина должна находиться в основе его воспитания - именно сейчас закладывается фундамент пирамиды здоровья, к вершине которой человек поднимается всю жизнь.  

Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Главная задача педагогов детского сада и родителей в работе по приобщению к здоровому образу жизни – формировать разумное отношение к своему организму, учить вести здоровый образ жизни с раннего детства, владеть необходимыми санитарно-гигиеническими навыками. Родители должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном сочетании со всеми здоровьесберегающими мероприятиями, проводимыми в детском саду.     

 Крепкие, здоровые, духовные семьи - мощное государство. Семья стоит у колыбели формирования личности в самом прямом смысле, закладывает основы отношений между людьми, формирует ориентации на всю оставшуюся трудовую и социальную жизнь человека. Очень важно, чтобы воспитание ребенка в семье отвечало тем требованиям, которые предъявляет человеку общество.    

 У детей, которые постоянно видят положительный пример родителей (недаром говорят: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому») постепенно пробуждается интерес к спорту, желание попробовать себя в соревнованиях. Здесь на первый план выдвигается заповедь взрослого «не навреди». Спорт должен стать средством здорового отдыха детей и интересным досугом, а не борьбой за секунды и миллиметры. Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная опора на интерес дает положительный эффект в работе.     

 Реализация задач, модели формирования основ культуры здоровья достигается в режимных процессах, через воспитание культурно-гигиенических навыков, а также средствами рационального питания.    

 Дети дошкольного возраста очень подвержены внушению, поэтому не надо пугать их болезнями и несчастьями, как это делают многие родители, а необходимо развить у них желание быть здоровыми.      

"Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость. Задача взрослого  — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.     

  При формировании навыков здорового  образа  жизни в семье внимание должно быть уделено следующим моментам:

1. Взрослые своим примером и пояснениями учат детей всеми гигиеническими навыками: мытье рук, чистка зубов, соблюдение режима дня.

2. Дети должны знать, как устроен наш организм, части тела, чем больной человек отличается от здорового. Для чего принимаются лекарства и когда.  3. Особое внимание уделяем питанию. Как правильно кушать, какими приборами, почему надо мыть фрукты и овощи, почему нельзя разговаривать во время приёма пищи  и т.д.

4. Важно научить ребенка основам безопасности: улица – переходы -транспорт, соблюдение правил безопасности при спортом: коньки, санки и т.п.

 5. Ребенок должен знать, что делать, если случаются травмы или другие непредвиденные ситуации.

6. В каждой семье есть свои традиции. Если вашими добрыми традициями станут совместные мероприятия, такие как: семейные завтраки – обеды – ужины ( по обстоятельствам), совместные прогулки – лыжные или велосипедные, походы в кино, театры, цирк, семейные праздники, семейные чтения, то  за психическое и физическое состояние Вашего ребенка можно быть спокойными.     

      Хочется еще раз напомнить взрослым. Важен родительский пример, привычки здорового образа жизни, а не просто поучения.     

 Все родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Здоровый образ жизни, является частью общечеловеческой культуры, которая позволяет личности осуществлять любой вид деятельности.       

Рекомендации для родителей 

В процессе формирования ценностного отношения к здоровью советуем и рекомендуем родителям помогать своему ребенку:

  • делать по утрам вместе зарядку,
  • принимать водные процедуры,
  • заниматься физическими упражнениями,
  • активно использовать элементы спортивных игр: теннис, футбол, баскетбол, бадминтон, ручной мяч, хоккей, ходьбу на лыжах, катание на велосипеде, роликах, коньках и т.д.,

 использовать любую веселую музыку, включить и делать с ребенком разные танцевальные движения и упражнения,

  • оборудовать для ребенка свой спортивный уголок, тренажеры, где ребенок будет повышать физические качества, двигательные умения и навыки, укреплять здоровье, где ребенок будет испытывать радость, бодрость, силы и самостоятельность,
  • при детях не курить, не принимать спиртные напитки, не ссориться.

Примерные игры в семейном кругу.

Игра «Стекло» (в парах)

Игроки садятся напротив друг друга Надо представить. Что между ними  толстое стекло. Друг другу мимикой, жестами передают информацию. например,

 - на улице холодно, надо тепло одеться,

- уже поздно, надо возвращаться домой и т. д.

 Игры с мячом. Любой человек знает много игр с этим круглым снарядом и, думаю, сможет выбрать для себя и своего ребенка более подходящие. Я же предлагаю игру в «Съедобное — несъедобное». Суть ее, напомню, сводится к тому, что когда назвали что-то съедобное и бросили мяч – его надо ловить, когда не съедобное – нужно отбивать.

Игра «Красный свет, зеленый свет»

Как только ребенок начнет движение, включите красный свет и заставьте его остановиться. Но он не будет против — это ведь просто игра! И с зеленым светом он сможет продолжить движение.

 
       
безопасно для детей